10/2024
Артериальная гипертензия (АГ) – самая смертоносная, но самая игнорируемая и распространенная пандемия нашего времени. Она является ведущим фактором риска развития сердечно-сосудистых (инфаркт миокарда, инсульт, ишемическая болезнь сердца, хроническая сердечная недостаточность), цереброваскулярных (ишемический или геморрагический инсульт, транзиторная ишемическая атака) и почечных (хроническая болезнь почек) заболеваний [1].
9/2024
Гипертрофическая кардиомиопатия (ГКМП) — это врожденное заболевание сердечных миоцитов, наследуемое по аутосомно-доминантному типу, вызванное мутациями в генах саркомера и связанных с саркомерами белков, кодирующих элементы сократительного аппарата сердца (1). Клинически ГКМП характеризуется выраженной гипертрофией желудочков, которая сопровождается динамической обструкцией оттока из левого желудочка (ЛЖ), диастолической дисфункцией, ишемией миокарда, аритмиями и митральной регургитацией.
8/2024
Семейная гиперхолестеринемия (СГХС) – генетически детерминированное моногенное нарушение липидного обмена с преимущественно аутосомно-доминантным типом наследования, сопровождающееся значительным повышением уровня холестерина (ХС) липопротеинов низкой плотности (ЛПНП) в крови и как следствие – ранним развитием и прогрессирующим течением атеросклероза, как правило, в молодом возрасте [1, 2]. Различают две формы СГХС: гетерозиготную (геСГХС) и гомозиготную (гоСГХС). В структуре моногенных дислипидемий геСГХС занимает первое место по распространенности, составляющей в среднем 1 на 200–250 человек [1, 2]. Согласно результатам российского эпидемиологического исследования, распространенность геСГХС колеблется в пределах 1:108–1:173 лиц [1, 3]. гоСГХС встречается значительно реже, распространенность составляет 1 случай на 160–300 тыс. населения Европы [1].
7/2024
Эпидемиология миокардита после иммунизации
Истинная распространенность миокардита среди пациентов, инфицированных SARS-CoV-2, неизвестна, так как в условиях экстремальной нагрузки на систему здравоохранения в первые месяцы пандемии усилия врачей были направлены прежде всего на поддержку респираторной системы, что обусловило существенное снижение возможностей выявления и анализа тяжелых симптомов со стороны сердца. Помимо этого, в опубликованных отчетах симптомы миокардита не оценивали отдельно от других свидетельств повреждения миокарда, а также использовали различные диагностические методы [1].
6/2024
В последние годы в научной литературе все чаще обсуждается роль повышенной кишечной проницаемости в развитии и усугублении течения сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ). Патогенетической основой этой взаимосвязи является системное асептическое воспаление низкой интенсивности за счет проникновения бактериальных компонентов кишечника в системный кровоток и изменения иммунных взаимодействий. Получены данные, позволяющие предполагать, что процессы, повышающие кишечную проницаемость, начинаются до развития дисбиоза и ССЗ [1].
5/2024
Болезни органов кровообращения по-прежнему занимают лидирующие позиции среди причин заболеваемости населения Российской Федерации. По данным Росстата, в 2022 г. среди всего населения РФ было зарегистрировано 38275,5 тыс. случаев заболеваний системы кровообращения, из которых 164,3 тыс. случаев составил острый инфаркт миокарда (ОИМ).
Смертность от болезней системы кровообращения за последнее десятилетие уверенно снижается среди всего населения РФ. К примеру, смертность от ОИМ в 2010 г. составляла 67,4 тыс. человек, а в 2020 г. – 50,2 тыс. человек [1].
3/2024
Хроническая сердечная недостаточность (ХСН) по-прежнему остается одной из серьезных медицинских и социальных проблем во всем мире. Распространенность ХСН среди взрослого населения составляет 1–2%, а среди лиц старше 70 лет – более 10%. Из всех пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями (ССЗ) 16,8% госпитализируются по поводу ХСН. Наблюдается ежегодный рост числа больных ХСН и повторных госпитализаций [1].
1/2024
Проблема ожирения достигла масштабов эпидемии во всем мире. В 2020 г. более 2,6 млрд человек страдали от избыточной массы тела и ожирения. По прогнозам экспертов, к 2035 г. это число увеличится до 4 млрд и более [1].
Ожирение и ассоциированные с ним метаболические нарушения приводят к развитию ряда серьезных заболеваний. Наиболее значимыми из них являются сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ), сахарный диабет (СД) 2-го типа, остеоартроз, некоторые онкологические заболевания и др.
Определение избыточной массы тела и ожирения осуществляется путем измерения массы тела, роста и расчета индекса массы тела (ИМТ). Критериями избыточной массы тела считается ИМТ >25−29 кг/м2, а ожирения − ИМТ >30 кг/м2. В зависимости от значения ИМТ принята следующая классификация ожирения:
Для выявления абдоминального (висцерального) ожирения рекомендуется измерение окружности талии (ОТ). ОТ ≥94 см у мужчин и ≥80 см у женщин является диагностическим критерием абдоминального ожирения [2].
Многочисленные исследования продемонстрировали тесную взаимосвязь между ожирением и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Было доказано, что абдоминальное ожирение также является предиктором неблагоприятных исходов ССЗ [3−5].
5/2023
Сердечная недостаточность со сниженной фракцией выброса (СНнФВ) характеризуется выраженным снижением сократительной способности левого желудочка, ФВ составляет менее 40%. Считается, что около половины всех пациентов с хронической сердечной недостаточностью имеют СНнФВ [1].
За последние десятилетия были достигнуты значительные успехи в лечении СНнФВ. В многочисленных исследованиях была доказана эффективность применения таких групп препаратов, как бета-адреноблокаторы (ББ), ингибиторы АПФ (иАПФ), антагонисты рецепторов ангиотензина II (АРА), антагонисты минералокортикоидных рецепторов (АМКР), ангиотензиновых рецепторов и неприлизина ингибиторы (АРНИ). Результаты исследований с ингибиторами натрий-глюкозного котранспортера 2 типа (иНГЛТ-2) произвели революцию в области фармакологического лечения сердечной недостаточности. Данные препараты еще больше улучшили качество жизни и прогноз пациентов.
Современные руководства по хронической сердечной недостаточности рекомендуют в качестве основы лечения пациентов с СНнФВ комбинацию препаратов из 4 перечисленных групп — АРНИ/иАПФ/АРА, β-блокаторы, АМКР и иНГЛТ-2.
4/2023
Сердечная недостаточность (СН) – синдром, развивающийся в результате нарушения способности сердца к наполнению и/или опорожнению, протекающий в условиях дисбаланса вазоконстрикторных и вазодилатирующих нейрогормональных систем, сопровождающийся недостаточной перфузией органов и систем и проявляющийся жалобами на одышку, слабость, сердцебиение и повышенную утомляемость и, при прогрессировании, задержку жидкости в организме (отечный синдром) [1].
Распространенность СН составляет 1–2% среди взрослого населения и увеличивается с возрастом пациентов [2].
3/2023
Ведение пациентов с полиморбидной патологией, т.е. наличием нескольких одновременно протекающих заболеваний у одного человека, остается одной из сложных задач в современной клинической практике. В настоящее время полиморбидность характерна не только для пожилых пациентов, но и для лиц более молодого и среднего возраста, что может быть связано с особенностями современного образа жизни, наличием хронического стресса, нерациональным питанием, гиподинамией и другими факторами.
Результаты крупных обсервационных исследований показали, что комбинация сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) и метаболических нарушений является наиболее частым паттерном полиморбидности: среди мужчин – 39–79,8%, среди женщин – 30–55,2%.
2/2023
Впервые коронавирусная инфекция COVID-19 была зарегистрирована 31 декабря 2019 г. в г. Ухань, Китай. 11 марта 2020 г. Всемирная организация здравоохранения объявила о пандемии COVID-19. По данным статистики, в начале апреля 2023 г. выявлено свыше 676 мн случаев заболевания по всему миру; зарегистрировано более 6,8 млн случаев смерти2.
В марте 2020 г. заговорили о взаимосвязи между коронавирусной инфекцией COVID-19 и венозной тромбоэмболией (ВТЭ), что было подтверждено в дальнейших многочисленных исследованиях.
1/2023
Известно, что высокий уровень триглицеридов (ТГ) плазмы связан с повышенным риском развития сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) атеросклеротического генеза. Однако эта закономерность может измениться после учета уровня ХС не-ЛВП – холестерина, не связанного с липопротеидами высокой плотности (атерогенного), отражающего общую концентрацию всех апоВ-содержащих липопротеидов. Китайские ученые проанализировали корреляцию показателей ХС не-ЛВП с общей и сердечно-сосудистой смертностью: неожиданные результаты работы опубликованы в научном журнале «Frontiers in Cardiovascular Medicine» в феврале 2023 г.
8/2022
Инфаркт миокарда (ИМ) с подъемом сегмента ST (ИМсST) является наиболее тяжелой формой ишемической болезни сердца (ИБС) с высоким риском осложнений и летальных исходов. Недавние исследования показали значительное увеличение частоты ИМсST и частоты госпитализаций у молодых мужчин в возрасте до 55 лет (Zhang и соавт., 2016). Зачастую отсутствие традиционных факторов риска, таких как диабет, гипертония и гиперлипидемия, у этих пациентов указывает на неясность лежащих в основе болезни патофизиологических механизмов. Поэтому ранняя диагностика заболевания у этих пациентов имеет решающее значение для улучшения результатов терапии.
Согласно последним данным, микробиота кишечника может играть потенциальную роль в патогенезе ИМсST. Состояние микробиома может стать удобным диагностическим маркером риска развития ИМсST в ежедневной клинической практике.
6/2022
Синусовая тахикардия распространена довольно широко, она нередко появляется вне физиологических триггеров в целом у здоровых людей. В некоторых случаях синусовую тахикардию можно легко объяснить уже существующим заболеванием пациента (например, тромбоэмболией легочной артерии, анемией, инфекционными процессами или гипертиреозом), которое становится причиной учащения синусовых сокращений, иногда синусовая тахикардия в состоянии покоя без провоцирующих факторов может стать вариантом нормы. А в каких-то случаях синусовая тахикардия может стать манифестом серьезных и труднодиагностируемых заболеваний.
5/2022
На амбулаторном приеме клиницисты иногда сталкиваются с тромбозом глубоких вен (ТГВ): ситуация развивается у 1–3 из 1 тыс. человек. Состояние чревато развитием тромбоэмболии легочной артерии (ТЭЛА) или посттромботического синдрома (ПТС), поэтому пугает не только врачей стационаров, но и специалистов амбулаторно-поликлинического звена. Они, опасаясь развития фатальных осложнений, как правило, экстренно госпитализируют таких пациентов в стационар для оценки тромбоэмболической опасности и проведения антикоагулянтной терапии.
Современные методы диагностики (например, компрессионная ультрасонография) позволяют достоверно выявлять и наблюдать пациентов с ТГВ, локализованным ниже паховой складки. Данные научной литературы показывают, что рост тромба в проксимальном направлении первые 2 нед отмечается лишь у 15% больных, а клинически манифестирующие формы ТЭЛА при ТГВ дистальной локализации встречаются только в 1–2% случаев. В связи с этим не все больные с ТГВ нуждаются в госпитализации и иммобилизации (что, к слову, наоборот может увеличить риск ТЭЛА и дальнейшее нарастание уровня тромбоза) и могут проходить долечивание или даже полный курс терапии амбулаторно [1].
4/2022
Эбзеева Е.Ю.1, Араблинский А.В.1,2, Ни Л.И.3, Соколова Е.В.3, Остроумова О.Д.1,4
1ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного последипломного образования» Минздрава России.
2Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Городская клиническая больница имени С.П. Боткина Департамента здравоохранения города Москвы
3ЧУЗ «Центральная клиническая больница «РЖД-Медицина», г. Москва.
4ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России
3/2022
Авторы нового исследования Seon-Ah Cha et al. предлагают клиницистам уделять больше внимания профилактике и уменьшению гипогликемических состояний у пациентов, госпитализированных по поводу сердечной недостаточности.
1/2022
10/2021
Миокардит – это групповое понятие (группа самостоятельных нозологических единиц или проявление других заболеваний), поражение миокарда воспалительной природы, инфекционной, токсической (в т. ч. лекарственной), аллергической, аутоиммунной или неясной этиологии, с широким спектром клинических симптомов: от бессимптомного течения, легкой одышки и невыраженных болей в грудной клетке, проходящих самостоятельно, до сердечной недостаточности, кардиогенного шока, жизнеугрожающих нарушений ритма и внезапной сердечной смерти.
8/2021
С конца декабря 2019 года новая коронавирусная инфекция (COVID-19) вызвала локальную эпидемию в г. Ухане (Китай), но вслед за стремительным распространением инфекции в международном масштабе, 11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения объявила COVID-19 глобальной пандемией [1].
6/2021
В России, как и во всем мире, несмотря на проводимые лечебно-профилактические мероприятия, сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) по-прежнему занимают первое место в структуре заболеваемости и смертности [1].
Лидирующую позицию в структуре причин смерти от ССЗ занимает ишемическая болезнь сердца (ИБС).
5/2021
Желудочковые нарушения ритма (ЖНР) или Желудочковая тахиаритмия
(ЖТА) –расстройства сердечного ритма, при которых источник эктопической активности или круга риентри находится ниже пучка Гиса, т. е. в его ветвях, сети Пуркинье или в миокарде желудочков.
4/2021
Международная классификация нарушения ритма сердца (аритмии) указывает на 2 вида таких нарушений: первичные и вторичные. Первичные - результат электрофизиологических нарушений, вызванных патологическим процессом, обычно не связанные с изменениями в сердце, как органе. А когда из-за какого-то патологического процесса появляются нарушения гемодинамики, способствующие возникновению электрофизиологических расстройств, в том числе аритмии, то их называют вторичными [1-3].
3/2021
Амилоидоз – заболевание, при котором в межклеточном пространстве тканей происходит отложение нерастворимого белка-амилоида. Известно более 30 амилоидогенных белков.
2/2021
Согласно данным Росстата, смертность от заболеваний сердечно-сосудистой системы (ССЗ) в России в 2017 г. составила 587,6 случая на 100 тыс. населения при первичной регистрации 4 млн 706 тыс. пациентов с болезнями системы кровообращения.
1/2021
Дислипидемия – гетерогенная группа липидных нарушений, один из наиболее важных компонентов при коморбидной патологии сердечно-сосудистой системы, оказывающих непосредственное влияние на величину глобального кардиоваскулярного риска [1].
2/2020
Предыдущие рекомендации ЕОК/ЕОА были опубликованы в августе 2016 г. Доказано, что ключевое инициирующее событие атерогенеза - накопление холестерина (ХС) липопротеинов низкой плотности (ХС ЛНП) и других аполипопротеин В (апоВ)-содержащих липопротеинов, богатых ХС, в стенке артерий.